В стремлении привлечь и удержать клиента верфи часто отходят от работы «на склад» и готовы идти на прямое сотрудничество, самым внимательным образом претворяя персональные пожелания даже тогда, когда технологические возможности для этого ограничены.

Насколько успешным получается результат такого сотрудничества – вопрос открытый. Далеко не каждый заказчик обладает достаточной компетентностью, которая даст строителю возможность, не нарушая правила «клиент всегда прав», в полном объеме удовлетворить и требованиям судостроительных стандартов и возможностям верфи. Бывает, что и конструктор, следуя клиентским прихотям, настолько отходит от принципов хорошей практики, что продукт их совместного творчества оказывается малопригодным для реальной эксплуатации и не подлежащим перепродаже.

Но нередки и счастливые альянсы интересов, когда опытный в мореплавании и технологически подкованный заказчик четко знает, что хочет получить, а строитель оказывается неспесивым и трудолюбивым – и при полном «непротивлении сторон» рождается судно, которое обретает неповторимые черты, не противореча ни здравому смыслу, ни судостроительному опыту. И мы говорим: родился шедевр конструкторской мысли, невольно и справедливо причисляя к его творцам и самого судовладельца.

Катер Nord Star 28 Super Sport пример внимательного отношения конструкторов к выявленным трендам спроса. Стоило «обычному», непрофессиональному потребителю проявить повышенный интерес к «морским джипам» – под его запросы была подготовлена специальная прогулочная модификация судна с улучшенной обитаемостью и высокими скоростными качествами, получившая индекс «Super Sports». Nord Star 28 Super Sports стал одним из заметных явлений на прошедшем Флотинг- Шоу, в немалой степени из-за смелого PR-хода компании-строителя Linex Oy, вынесшей на корму судна его эффектное название кириллицей «РАКЕТА». С одной стороны, этим обозначилась национальная особенность заказчика (ну какой же русский не любит «заряженной» техники?), с другой – прямой и переносный смысл названия понятен для лингвистически подкованных гостей-журналистов. Мы поздравляем покупателя из Ростова на Дону — Александра за проявленный интерес к нашей верфи и нашим катерам. У Александра в родном городе есть немало друзей, которые были готовы месить с ним грязь и днем и ночью на больших машинах внедорожниках — теперь пришло время испытать тоже самое на воде . Друзья и Александр с нетерпением ждут поставки своего катера в середине мая . Начало положено! Ростов батюшка держись! Катера Nord Star Patrol уже идут к тебе!

Читайте также:  Nidelv 690 Sport. Только спорт?

В том, что катер действительно быстроходен, сомнений не возникало. Справочный листок экспоната свидетельствовал: в не самом крупном серийном 9-метровом корпусе установлена пара дизелей по 350 л.с. (стандартная версия моторизации предусматривает только не более 400 л.с. общей (!) мощности). Представители верфи охотно демонстрировали желающим моторный отсек. Два агрегата Mercury QSD объемом по 4.2 л каждый встали в корпусе компактно, лапа к лапе. Возможно, именно из-за требования такой плотной упаковки
машинного отделения строитель изменил традиционным для него Volvo Penta. Как отнесется к такой высокой энерговооруженности корпус?

Как рассказал идеолог проекта и потомственный владелец верфи Оли Линдквист, конструкцию пришлось доработать. Пластиковые корпуса Nord Star и прежде строились с достаточным запасом прочности, но здесь уверенность в надежности должна была превысить стопроцентную, для этого в конструкцию внесли необходимые изменения. Кроме того, увеличение запаса располагаемой мощности как правило тянет побочные заботы: приходится работать над компоновкой машинного и рулевого оборудования, вибро- и шумоизоляцией, увеличивать запас топлива. Все это вещи взаимовлияющие, и их грамотная увязка составляет непростую инженерную задачу. Недаром водоизмещение в результате выросло более чем на тонну. Выскажем нескромную мысль: едва ли удалось бы решить такую задачу «на отлично», не обладай верфь огромным опытом и массой решений в рамках концепции «морского внедорожника», наработанных десятилетиями.

Не устроила «ракетовладельца» и обычная компоновка серийных моделей. В корпусе такого размера, как правило, удается разместить одну полноценную спальную каюту с санузлом и одну дополнительную, с доступом из носовой каюты либо через поднимающийся настил салона. Это воспринимается нормально, если путешествовать одной семьей с детьми или же не использовать судно такого размера для длительного крейсирования. Видимо, в планы заказчика входило выжать из компоновки Nord Star 28 Super Sport все возможное. Он потребовал сделать отдельный вход в «малую» спальную каюту, такой, чтобы доступ в нее не тревожил гостей салона и конструкторы пошли на нетрадиционный шаг: разместили вход в центральную каюту под «штурманским» сиденьем у левого борта, достаточно удобный в пользовании для человека нормальной комплекции. Под продольным диваном салона Nord Star 28 Super Sport по левому борту логично образовалось «сидячее» место каюты с увеличенной до одного метра высотой, и далее к правому борту в каюте достаточно высоты и освещенности, чтобы пребывать в ней не только на стоянке ночью, и на дненых переходах.Не пропало и пространство под штурманской «консолью» спереди. Туда строители поместили компактный камбуз с плитой, мойкой и запираемыми шкафами. Для того чтобы визуально расширить рабочее пространство камбуза, пришлось вырезать «окошко» в переборке салона.
Теперь Nord Star 28 Super Sport получил полноценную кормовую каюту больших размеров, с отдельным входом. Кресло штурмана, под которым открывается спуск в каюту, оборудовано механизмом подъема, под ним раскрываются две дверки и трап вниз. В кормовой каюте, высота которой стала заметно больше за счет более низкого расположения спальных мест, при необходимости могут разместиться на ночлег трое. Увеличенная высота при входе позволила разместить пуфик, а под ступеньками трапа поместилась пара навесных шкафов. На кормовой переборке есть место для зеркала и ночной подсветки, а дневной свет из двух иллюминаторов в стенках рубки добавляет простора.

Читайте также:  Riva всегда. Riva Mercurius

В результате – все помещения Nord Star 28 Super Sport имеют прямой и непосредственный доступ в любой момент путешествия. Некоторая их стесненность – естественная плата за скромность общих размерений, но согласимся: задаваясь задачей получить просторный, при этом быстроходный круизер – на какие мощности дорогостоящих двигателей пришлось бы выйти и какое водоизмещение в конце концов получить?

По-спортивному минимальным и вместе с тем изящным было и цветофактурное решение проекта Nord Star 28 Super Sport . Любимый шведами (семья Линдквистов – шведского происхождения, хотя и живет издавна в финской Кокколе) светлошаровый цвет рубки логично сочетается с черным идеально ровным бортом и теплым тиком палубных настилов. В интерьерах то же соседство оттенков серого глянца в пластике с матовой фактурой тиковой обстройки и сияющим хромом металлического оборудования. Модный минимализм успешно влился в «анти- кризисные предложения» дизайнеров, он используется финнами сейчас «по полной программе». Интересно, что привычные для многих бортовые иллюминаторы у «Ракеты» Nord Star 28 Super Sport отсутствуют – по соображениям безопасности в штормовых условиях.

Запущенные двигатели еле слышны, и далее, несмотря на набираемые обороты, характерный волнообразный гул спарки не мешает спокойному разговору в рубке. Рулевая гидравлика и электропривод рычагов «газа» делает управление шеститонным катером таким легким, как будто движения штурвала слушается небольшая спокойная моторка, но оглядываясь на всякий случай по сторонам, понимаешь: тебя слушается мощное сооружение размером с автобус, и ты находишься под его надежной защитой. Разведенную идущими рядом катерами
попутную волну «Ракета» обрабатывает мягко, лихо кренясь при этом, но совсем не зарыскивая в стороны. Нетрудно заставить катер следовать вдоль самого гребня, чтобы вода гулко шипела под скулой у накрененного борта, а можно полным ходом вольно пересекать расходящиеся кильватерные следы, ощущая лишь мягкий настойчивый толчок при подлете.
На прямом курсе с ускорением добавляем газу до «полной ручки». На встречу летят лесистые берега шхер, обороты достигают максимальных 3800 об/мин, а на экране картплоттера цифра скорости замирает на значении 48.1 уз. Дисплей расходомера демонстрирует значение в 1.8 л/милю, т.е. литр на километр пути – вполне скромно для такого «заряженного» аппарата, особенно если сравнивать с многолитровыми американцами. Представитель завода уверяет, что с подобранными винтами и налегке катер Nord Star 28 Super Sport сможет догнаться до 50 уз, и не верить ему нет оснований. Хотя баллистических ракет у финской армии, как известно, нет, толк в ракетостроении они все же знают.

Читайте также:  Absolute 53 STY и Absolute 53 FLY. "Спорт" и флайбридж в одном размере

Данные бортового компьютера Nord Star 28 Super Sport впечатляют! Катер с двумя Mercury QSD 350 и поворотнооткидными колонками BRAVO III с передаточным числом редуктора 1.65:1, полностью загруженный развил на испытаниях скорость 48.8 уз ( 91 км/ч). При типичной скорости 42 уз (78 км/ч) расход топлива составил 1.3 л/км, а на крейсерской 33 уз ( 62 км/ч) расход топлива – 0.91 л/км. Несложные подсчеты говорят: при емкости бака 700 л дальность хода составит 800 км.